С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ В СВЯТЕЙШЕМ БОГОВОПЛОЩЕНИИ
НАШЕГО СПАСИТЕЛЯ И ГОСПОДА ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Сердечно поздравляю Вас с праздником Рождества по плоти Господа Иисуса Христа и Новым годом милости и долготерпения Божия!
Событие Боговоплощения является центральным событием человеческой истории, не только навсегда разделившим человеческую историю, но и наполнившим ее подлинным смыслом и высочайшей целью. Рождество Христово положило начало богосыновству человека и его подлинному достоинству, без которого нет основания и для прав человека. Так, например, в преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах декларируется, что права человека «вытекают из присущего человеческой личности достоинства».
В древнем мире достоинство человека измерялось его происхождением, положением в обществе, властью и богатством. А так как оно было не у всех одинаково, то и достоинство людей было различным. Рабы, зачастую, не только не имели человеческого достоинства, но и субъектности, и были приравнены к вещам, которыми обладал их собственник. Только Откровение Божие о творении человека «по образу и подобию» (Быт. 1:26) Триипостасного Творца мира дало основание для понимания достоинства человека как носителя «образа Божия» (Быт. 1:27).
Если онтологическое достоинство и неизмеримая ценность каждой человеческой личности определяется его творением по образу Божию, то соответствующая этому достоинству жизнь соотносится с понятием подобия Божия. Поэтому падение человека поставило под вопрос и его достоинство, как написано у пророка Давида: «И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им» (Псал. 48:13).
По слову прп. Макария Великого, до грехопадения «Адам пребывал в чистоте, царствовал над своими помыслами, и блаженствовал, покрываемый Божественной славой» . Но, как пишет Владимир Лосский, «оторвавшись от Бога, его природа становится неестественной, противоестественной. Внезапно опрокинутый ум человека вместо того, чтобы отражать вечность, отображает в себе бесформенную материю: первозданная иерархия в человеке, ранее открытом для благодати и изливавшем ее в мир, — перевернута. Дух должен был жить Богом, душа — духом, тело — душой. Но дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными, подобными той автономной доброте и красоте, которые змий открыл женщине, когда привлек ее внимание к древу. Душа, в свою очередь, становится паразитом тела — поднимаются страсти. И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть» .
В результате дух человека поработился плоти, человек лишился силы поступать по свидетельству собственного ума и совести, как о том пишет Апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19).
После того, как человек, отвергнув Бога, пал в паразитарный образ жизни, любовь, как способ личностного осуществления свободы бытия по образу Триипостасного Творца, утратив кенотическое свойство жертвенности, превратилась в ненасытную жажду обладать и потреблять. Человек начинает осуществлять свое бытие не только вне Бога и без Бога, но и в ненасытной, патологической устремленности на тварный мир вместо его Творца. И вот в таком перевернутом состоянии Адам и Ева, сотворенные по образу и по подобию Божию (Быт. 1:27; 5:1), рождают сына уже «по подобию своему, по образу своему» (Быт. 5:3). И так человек попал в бесконечный круг воспроизводства своего личностного ниспадения от Бога в тварную, теперь уже смертную без Бога, природу.
Поэтому требовалось спасительное вмешательство Самого Триипостасного Творца, чтобы восстановить достоинство падшего человека. Что и отображено в церковной гимнографии, предваряющей Рождество Христово: «Христос рождается прежде падший воскресити образ» . Что может быть более человеколюбивым, чем жертва любви Единородного Сына Божия к Своему падшему творению, Который благоволил лечь Богомладенцем в ясли - кормушку для скота, - чтобы дать Себя в пищу для спасения мира? Именно здесь находится начало и основание подлинного Гуманизма, для которого высшей ценностью является жизнь человека, и который невозможен без восстановления онтологического фундамента достоинства человека.
Подлинное восстановление достоинства человека осуществилось в великом и непостижимом Таинстве ипостасного единства Божественной и человеческой природ Воплотившегося Бога. Христос восстанавливает единство между Богом и человеком, приемля образовавшуюся бездну разрыва в Свою Божественную Личность, в Которой нет ненависти к человеку, а есть отеческая любовь к заблудшему сыну. И после возвращения блудного сына, Отец одевает его в прежние одежды благодати и возлагает перстень, как символ прежнего владычества над земным творением (Быт. 1:28), на руку его, и устраивает трапезу радости и веселия (Лук. 15:11-32).
Мы видим, что в Боговоплощении место человека в онтологической иерархии сущего не только восстановлено, но и в лице Пресвятой Богородицы уже стало выше Ангельского. Однако, человек со временем охладевает любовью к своему Спасителю и Его Царству будущего века, и снова разворачивается сердцем к древнему обольстителю (Откр. 12:9), который обещает «все царства мира» (Матф. 4:8) и обожение, в придачу, без Бога, посредством знания.
Последний поэт христианского Средневековья и первый певец новой эпохи Ренессанса, Данте Алигьере, в поэме «Новая жизнь» воспел свою страстную любовь к Беатриче Портинари, которая вместо Христа стала «владычицей его помыслов» на всю жизнь. «Новая жизнь» Данте ярко характеризует начало той перемены в «ordo amoris», порядке любви, европейской мысли, которая перестает быть христоцентричной и переносит центр сердечного внимания на человека. Происходит новое падение человека – человека, уже спасенного Крестной Жертвой любви Воплотившегося Бога, но который, по образному слову Апокалипсиса, «оставил первую любовь свою» (Откр. 2:4). И как результат такого «ниспадения» (Откр. 2:5) от Спасителя и Источника бытия всего сущего, искаженная оптика человеческого сердца, подобно первому Адаму, снова видит жизнь не в Боге, а в жене, которой, после первого падения человека, Адам дал имя Ева, что значит «дающая жизнь» . Поэтому представляется весьма символичным и название первой книги в европейском гуманизме, обожествляющей жену - «Новая жизнь».
Но такая перемена в отношении к Христу Богу и Его Жертве не могла не повлечь за собой и целый каскад последующих перемен вплоть до сегодняшней «культуры отмены» христианских ценностей в жизни европейских народов . В первую очередь это привело к возвращению интереса не только к античности, но и к оккультизму, каббале и астрологии, что нашло свое отражение уже в творчестве позднейших гуманистов Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолы и Джордано Бруно, который, несмотря на монашеские обеты и священный сан, в сочинении с говорящим названием «Изгнание Торжествующего Зверя» не только возводит обвинение на христианство в разрушении египетского «благочестия», но и отказывает в божественной благодати христианским Таинствам, святым мощам и другим христианским реликвиям.
Таким образом, европейский человек отказывается от Гуманизма Христа и, потеряв онтологический фундамент достоинства человека, снова возвращается к дохристианским представлениям о человеколюбии, которое без твердого основания снова стало относительным в зависимости от происхождения, положения в обществе, власти и богатства человека. Европейский гуманизм, заново рождаясь из христианского осмысления исторического факта Боговоплощения, в своем генезисе, утрачивает связь с Триипостасным источником и основанием богоподобного достоинства человека и деградирует в трансгуманизм, который возвращает человека к первому искушению посредством гнозиса, магически стать «как боги» (Быт. 3:5).
Перед человечеством открывается соблазн достижения постчеловеческого псевдорайского состояния без Бога и тех духовно-нравственных ограничений, которые обусловлены Его образом, лежащим в фундаменте духовно-телесной природы человека, которая для всех людей пока еще единая. Но, одновременно, это обнажает и древний богоборческий дух, который возбуждает в своих адептах жалкое стремление к перманентной реконструкции собственных «кожаных риз» (Быт. 3:21).
Трансгуманизм вполне допустимо с христианской точки зрения рассматривать как пародию обожения. Но, принципиальное значение имеет то обстоятельство, что идея радикального преображения человеческого духа и плоти, искаженная трансгуманизмом, утрачивает характер синергийного преображения человека при содействии нетварных Божественных энергий, и обретает некую «дурную» непосредственность. Действительно, в трансгуманистической оптике нет никаких препятствий, чтобы человек стал Богом, достаточно лишь того, чтобы были предоставлены соответствующие научно-технические средства, и, в общих чертах, «пророки» трансгуманизма сходится на том, что такие средства наукой уже созданы.
Прошедший год был для всех нас годом испытаний. Пожалуй, главным словом этого года был «кризис», который овладел миром. Кризис экологический, кризис экономический, кризис политический, кризис финансовый, кризис веры, кризис семьи, кризис доверия… Но, кризис (κρίσις) – слово греческого происхождения и в переводе означает суд. Однако, можем ли мы подвергнуть суду экологию, или экономику, или политику? Очевидно, что нет, потому что абсурдно подвергать суду что-либо, - судить можно только кого-либо обладающего свободой духа, кому даровано быть носителем образа Творца всего сущего, и который уже однажды пал, но был спасен ценою Крови Единородного Сына Божия. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан. 3:19).
Ныне вновь приходит к нам «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились… И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоан. 1:9-13).
Свет Христов снова просвещает нашу земную ночь, и я желаю Вам, дорогие друзья, твердой и непоколебимой веры в нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа. «Терпение нужно нам, чтобы исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36). Желаю Вам светлой и ничем не омраченной радости в эти святые зимние дни, когда Небо и земля встречаются не только в Вифлеемском вертепе, но и в каждом любящем и ищущем Бога сердце.
Воплотившийся Сын Божий, да хранит Вас и Ваших ближних в милости спасения и благоволения Своего и добром здравии!
Протоиерей Игорь Аксёнов
ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!